• +7 (47365) 2-14-04
Петропавловка, Победы ул, 67

Для Вас, родители!

Методическое пособие для воспитателей детей и молодежи и их законных представителей.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Кто такой наставник? Виды наставничества. Основные психологические и коммуникационные проблемы, с которыми сталкиваются дети и молодежь, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вступающие в программы наставничества и принимающие в них участие.
  2. «Зачем наставнику это нужно?» Портрет волонтера.
  3. Границы общения. Роль воспитателя в процессе наставничества.
  4. Возможные проблемные ситуации и пути их решения.
  5. Практические рекомендации воспитателям.
  6. Рекомендуемые способы диагностики (самодиагностики) детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, в целях повышения результативности и эффективности их участия в программах наставничества.
  7. Эффективность наставничества.

Истории пар –участников программ наставничества («Старшие Братья Старшие Сестры»,БФ«Дети наши», НБФ «Надежда», Фонд «Фокус-Медиа»,ЦСП «Расправь крылья», «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация»).

  1. Литература и фильмы.

 

  1. 1.                Кто такой наставник? Виды наставничества

Ни для кого не секрет, что ребенку для успешного развития необходимо много внимания и поддержки со стороны взрослого. И, конечно, в семье он в достаточной степени получает это от родных и близких. Но совсем иная ситуация происходит в рамках учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на то что вклад воспитателей и сотрудников государственных учреждений для беспризорных детей в жизнь каждого такого ребенка огромен, только их стараний недостаточно, чтобы справиться со всеми задачами развития, стоящими перед их воспитанниками. Поэтому практика наставничества как раз и призвана стать дополнительным ресурсом в работе воспитателей, который позволит им более эффективно реализовывать свою деятельность, опираясь не только на собственные силы, но и на помощь другого человека из окружения ребенка – его наставника.

Кто такой наставник?

         В самом общем смысле наставник – это человек, передающий свой опыт и навыки, способствуя тем самым раскрытию потенциала другого человека. Наставничество для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставит перед собой аналогичную цель – помочь ребенку из детского дома в развитии и нахождении своего места в жизни. А чтобы конкретизировать роль наставника и его задачи, необходимо обратиться к существующим на данный момент формам реализации практики наставничества в нашей стране.

 

Виды наставничества

 

Наставничество: индивидуальное/групповое

         Одна из проблем, которую часто озвучивают специалисты, занимающиеся воспитанием детей-сирот, звучит примерно так: «Их много, а я одна». И действительно, в детских учреждениях группы, как правило, формируются в количестве 7–8 человек на двухдневных воспитателей, которые сменяют друг друга в графике 5/2 или 3/3. В таком формате крайне трудно говорить об индивидуальном подходе и учете особенностей и потребностей каждого ребенка. А ведь для детей это жизненно необходимо.

         Концепция индивидуального наставничества разработана, чтобы помочь воспитателям обеспечить индивидуальный подход к каждому их подопечному при участии специально подготовленного волонтера-наставника. Отличительной особенностью такой формы работы является то, что за одним ребенком закрепляется один конкретный наставник, который регулярно поддерживает с ним общение. Оно может быть заочным, но предпочтительны, конечно, очные встречи, которые также обычно проходят один на один.

         При такой организации процесса наставник постепенно сближается с ребенком, между ними складывается достаточно высокий уровень доверия, благодаря чему ребенок может больше раскрыться и разделить с кем-то свой внутренний мир со всеми его особенностями и переживаниями, быть выслушанным и услышанным. Наставник оказывает поддержку своему подопечному, проходит вместе с ним важные этапы в жизни ребенка, помогает проживать тяжелые и счастливые моменты. От общения с наставником у ребенка повышаются чувство собственной значимости и уверенность в себе.

Также, все больше и больше узнавая ребенка, наставник начинает лучше понимать его потребности, способности и умения и может помочь ему реализовать их на практике. Например, видя желание и интерес своего подопечного к занятиям спортом, наставник может вместе с ним записаться или водить его на соответствующие секции, что трудно делать воспитателю, учитывая его ответственность за всю группу.

В индивидуальном формате наставнику удобно обучать подопечного хозяйственно-бытовым навыкам или организации повседневных дел. К примеру, он может пригласить ребенка к себе в гости, чтобы вместе приготовить обед, а до этого вместе сходить в магазин и купить необходимые продукты. Так ребенок обучается навыкам готовки, обращения с деньгами, использования общественного транспорта, если до магазина или дома волонтера-наставника достаточно далеко добираться. А так как по пути они разговаривают на разные темы и видят новые для ребенка места, обсуждают их, расширяются его кругозор и представления об окружающем мире в целом.

Постепенно у ребенка появляется друг и старший товарищ, а у воспитателя – дополнительный помощник для развития, обучения и поддержки воспитанников. Со временем наставник тоже становится значимым взрослым и авторитетом для своего подопечного. Ребенок начинает прислушиваться к мнению своего наставника. И при объединении усилий воспитатель и наставник могут более продуктивно влиять на ребенка, помогая ему лучше ориентироваться на своем жизненном пути.

Групповое наставничество предполагает общение одного или группы наставников с группой детей. Как правило, оно преследует в большей степени обучающие цели. Например, в различных кулинарных проектах с участием детей один наставник – повар – регулярно учит группу ребят готовить. Также существуют образовательные программы, в рамках которых группа наставников занимается с примерно таким же количеством детей (к примеру, три на три) и дополнительно повышает их знания по определенным школьным предметам.

Достоинство такого подхода к наставничеству в том, что он позволяет охватить большее количество детей. Плюс в группе друг с другом, а иногда и друг на друге очень удобно отрабатывать некоторые навыки. Но индивидуальный подход и учет потребностей каждого ребенка при этом, конечно, реализуется в меньшей степени. Хотя, если речь идет о нескольких наставниках и нескольких подопечных, то, как правило, в ходе общения внутри общей группы начинают формироваться отдельные пары, где наставник может уделить уже больше внимания конкретному ребенку.

Индивидуальный подход очень важен в наставничестве, ведь именно он позволяет раскрыть потенциал каждого конкретного ребенка.

Наставничество: краткосрочное/долгосрочное

         Для развития любых отношений необходимо время. Время играет особенно важную роль в случае детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как у всех них есть опыт потери близких и нарушения базового доверия к людям и миру в целом. Большинство достаточно долго и сложно сближаются с другими, тяжело впускают их в свое пространство. Этот факт необходимо учитывать воспитателям и наставникам таких ребят.

Не стоит ждать быстрых результатов! Наставник должен понимать, что сразу после его появления в жизни ребенка не произойдет сильных изменений, а если какие-то перемены и случатся, то вряд ли они будут носить устойчивый характер. Чтобы стать значимым взрослым и авторитетом для своего подопечного, волонтеру-наставнику требуются терпение, готовность потратить свое личное время на ребенка и регулярность.

Долгосрочное наставничество – это регулярное общение наставника с подопечным, которое длится не менее (а желательно –намного более) одного года. Как показывает практика, первый год общения – это только старт и фундамент для будущих отношений. Это период, когда наставник и ребенок лучше узнают друг друга и только начинают друг другу доверять. Рабочий этап, на котором ребенок действительно станет прислушиваться к своему наставнику, а тот сможет реально передавать подопечному свой опыт, начинается позже.

По сравнению с другими видами наставничества для детей только в рамках долгосрочноговозможно глобально повлиять на установки, способы поведения и мировоззрение детей. Поскольку для изменения психики и структуры личности необходимо много времени, то быстро такие процессы не происходят. Однако существуют сферы развития ребенка, где актуально использовать формат краткосрочного наставничества. К примеру, применяется краткосрочная программа профориентации для детей-сирот, находящихся перед выпуском из учреждения. Каждому ребенку подбирается наставник, занимающийся той профессией, которую выбрал для себя подопечный. Они регулярно видятся на протяжении полугода, и в ходе встреч наставник рассказывает ребенку о своей работе, приводит его на свое рабочее место, показывает, как там все устроено, объясняет преимущества и сложности своей профессиональной деятельности и т.д. Таким образом, длительность общения определяется целями и задачами конкретной программы наставничества, нацеленной на социокультурную инклюзию ребенка в целом или на адаптацию ребенка в конкретных областях жизни.

И в долгосрочном, и в краткосрочном наставничестве важна регулярность встреч. Благодаря ей формируется доверие между подопечными и их наставниками.

В любом формате наставничества важна регулярность. В жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, крайне мало постоянства в окружении: почти всегда нет рядом родных, могут смениться воспитатели или другие дети в их группе, ребенок может перейти в новое учреждение. Поэтому необходимо, чтобы наставник периодически (например, раз в неделю) виделся со своим подопечным. Только так между ними могут сложиться по-настоящему доверительные и рабочие отношения. А воспитатель, если действительно хочет этому способствовать, должен помогать наставнику такую регулярность обеспечивать, иногда даже в ущерб другим запланированным в учреждении мероприятиям.

Наставничество: от организации (фонда)/самостоятельное

На данный момент в нашей стране в сфере наставничества существует развитая сеть некоммерческих организаций и благотворительных фондов. Что это значит? Только то, что наставник – это не просто человек с улицы, который вдруг решил делать добрые дела и помогать чужим детям, а человек, который после своего решения обратился в специальную организацию или фонд, где прошел процедуру отбора, а также необходимую подготовку для общения с ребенком.

Что же входит в такую подготовку? Как правило, это:

–прохождение собеседования со специалистом, в результате которого дается заключение, насколько доброволец подходит для наставнической деятельности;

– сбор необходимого пакета документов и медицинских справок, нужных при общении с детьми;

–прохождение специального обучения, включающего ознакомление с особенностями детей, с ролью наставника, с возможными проблемами и трудностями, с которыми предстоит столкнуться, а также с путями их решения;

– дополнительно к наставнику прикрепляется специалист от организации, как правило, с психолого-педагогическим образованием, который выступает консультантом для него и помогает справляться со сложными ситуациями.

 

         Как уже описывалось выше, наставничество не может носить непостоянный характер, когда наставник может отказаться от взятых на себя обязательств. Поэтому главное, что проверяется и усиливается в процессе подготовки волонтера, – это его мотивация. Специалистам, проводящим собеседования и тренинги с будущими наставниками, прежде всего важно понять, насколько эти люди готовы включиться в такую непростую и длительную деятельность. Этап сбора необходимых документов также требует вложения сил и времени и оказывается своеобразной проверкой на прочность. По статистике некоторых благотворительных организаций именно здесь отсеивается чуть ли не большая часть всех кандидатов в наставники.

 

         Таким образом, волонтер-наставник, пришедший в детское учреждение от некоммерческой организации:

–обучен основным правилам работы с детьми и готов к встрече с ними;

–имеет пакет необходимых медицинских документов.

Специалисты посчитали его мотивацию достаточной, чтобы взять на себя ответственность за отношения с ребенком и поддерживать их. Как правило, помимо самого наставника на связи с учреждением будет контактное лицо от организации, с которым тоже можно будет взаимодействовать.

На последнем пункте хотелось бы остановиться подробнее. Участвующего в программе ребенка необходимо поддерживать со всех сторон, взаимодействуя с разными людьми, что налагает дополнительное бремя на сотрудников учреждений. Однако наставничество – это инструмент социализации ребенка, который скорее помогает воспитателю. Наставник –не конкурент и не нагрузка, а серьезный помощник в важной и ответственной работе по воспитанию ребенка. Воспитатель может общаться с наставником напрямую, а также поддерживать связь с куратором программы, чтобы обеспечивать максимальную поддержку своему подопечному, участвующему в программе наставничества.

Представитель организации, сопровождающий наставников, это помощник воспитателю в урегулировании различных проблемных ситуаций.

Помимо этого, куратор программы наставничества сопровождает волонтера на всем протяжении его наставнической деятельности. В задачи куратора, как правило, входят психологическая поддержка наставника, поддержание его мотивации и профилактика выгорания. Также куратор помогает наставнику поставить конкретные цели, над которыми тот будет работать, чтобы более эффективно выстраивать взаимодействие с подопечным.

Таким образом, в случае с волонтерами, пришедшими от организации наставничества, у воспитателей есть дополнительные ресурсы по взаимодействию с ними. Как минимум, в ситуации, когда наставник вдруг перестает регулярно приходить к ребенку или быть на связи, всегда есть организация, которой можно сообщить о проблеме и которая поможет в ее решении. Если же речь идет о «самостоятельных» наставниках, то здесь вся ответственность лежит только на администрации учреждения. И только администрации и персоналу необходимо будет иметь дело с возможными неблагоприятными последствиями их деятельности.

 

  1. «Зачем наставнику это нужно?» Портрет волонтера

         Довольно трудно представить, что человек может включиться в такую длительную, ответственную и эмоционально непростую деятельность, как наставничество, и тратить на нее свое личное время за «спасибо», без каких-либо материальных вознаграждений. Но факт остается фактом: все наставническое движение в нашей стране реализуют именно волонтеры. И регулярно от сотрудников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно услышать вопросы типа: «Зачем тебе чужие дети?» или «Вам, наверное, за это платят?», или «Неужели можно вот просто так всем этим заниматься?» и т.д.

         Нет, волонтерам не платят. Волонтер – это лицо, осуществляющее свою деятельность добровольно и безвозмездно, руководствуясь своими личными немонетарными мотивами, о которых стоит поговорить подробно.

         Если обратиться к портрету среднестатистического типичного добровольца в долгосрочных программах наставничества, то это:

–преимущественно женщины;

–в возрасте от 25 до 35 (40) лет;

–не имеющие семьи/детей;

–реализовавшиеся в профессиональной сфере;

–имеющие, как правило, разнообразные хобби и увлечения.

Хотя, конечно, и мужчины-волонтеры тоже встречаются.

Следовательно, реализация в работе обеспечивает наставника стабильным заработком, а отсутствие семьи – достаточным количеством свободного времени, чтобы заниматься подобной деятельностью.

Одним из важных моментов во время отбора и обучения добровольцев является прояснение их мотивации психологами – специалистами наставнических организаций; не только ее устойчивости, но и ответа на вопрос: «Что именно подтолкнуло вас стать наставником для детей-сирот?»

Все озвучиваемые ответы можно условно разделить на альтруистические и эгоистические: человек либо настроен помогать другим людям и миру в целом и ощущает от этого свою растущую значимость, либо ему интересно передать свой опыт, поделиться знаниями, попробовать себя в новой роли и заодно таким образом помочь ребенку реализоваться в жизни. Некоторые ищут друга, близкого человека, родственную душу. И это уже входит в задачи профессионалов, подготавливающих наставников,– развеять их мифы и нереалистичные ожидания относительно общения с подопечным и сформировать зрелый, осознанный подход к делу.

За плечами воспитателей также стоит огромныйопыт взаимодействия с ребятами, они многое знают про каждого из своих воспитанников и могут оказать существенную поддержку наставнику, поделившись этой информацией. Вероятно, следует при первой встрече с волонтером в учреждении выделить время, чтобы пообщатьсяс ним отдельно, расспросить, как он пришел к идее волонтерства, почему именно в детский дом, чем занимается в целом и т.д. Рассказать о его будущем подопечном то, что покажется самым необходимым, дать свои рекомендации по общению с этим конкретным ребенком. Так у воспитателя появится возможность лучше познакомиться с наставником, выяснить для себя мотивацию этого человека, его готовность посещать детей, давать им что-то полезное. А в случае возникновения каких-либо сомнений или опасений необходимо сразу связаться с контактным лицом организации наставничества или с администрацией учреждения, которая примет соответствующие меры.

Как самим наставникам, так и предоставившей их организации очень важна оперативная обратная связь от воспитателей. Она поможет сделать контакт с ребенком более продуктивным и избежать ряда проблемных ситуаций.

Какой бы конкретно мотивацией ни руководствовался доброволец, нужно помнить, что он прошел определенную проверку и был признан готовым к наставнической деятельности. А значит, этот человек эмоционально вовлечен в ситуацию ребенка и всего учреждения, сопереживает возникающим трудностям и хочет участвовать в их преодолении. Это –помощник и еще один ресурс, на который можно опереться. А чтобы предотвратить или исправить возможные ошибки и проблемные ситуации, сотрудники детского учреждения держат руку на пульсе, внимательно наблюдая за парой «наставник – ребенок»,и вовремя дают сигнал тревоги, если возникнет такая необходимость.

  1. 3.                Границы общения. Роль воспитателя в процессе наставничества

В самом общем виде роль и функции воспитателя в отношении процесса наставничества можно изобразить в виде небольшой схемы.

Воспитатель

 

Помощь в организации встреч            Обратная связь

 

Наставнику                 Контактному лицу

организации

 

         С появлением наставника у одного или нескольких детей на воспитателя, конечно, ложится ряд организаторских функций. У всех детей может быть разное расписание, да и наставники не всегда приходят в один и тот же день. У большинства ребят либо нет телефонов, либо проблема со связью, вследствие чего регулярно быть в контакте с волонтерами и координировать их действия может только воспитатель. Обычно наставников обучают созваниваться или писать о времени своего визита заранее, чтобы не поставить никого в неудобное положение и точно знать, что ребенок в назначенное время будет на месте. Задача воспитателя здесь– быть в доступе по телефону или на почте и вовремя отвечать на звонки и сообщения наставников. Естественно, если в учреждении, к примеру, в субботу запланировано общее мероприятие, то наставнику надо об этом сообщить и согласовать другой день для встречи с подопечным. Также могут возникать ситуации, в которых воспитатель решает, куда приоритетнее отпустить ребенка: на встречу с волонтером или же на спортивные занятия. Возможным вариантом решения, к примеру, может стать просьба к наставнику сходить на секцию вместе с ребенком.

Наставника важно заранее предупреждать, если вдруг ребенок заболел или внезапно изменились планы и его подопечный отправляется в другое место. Волонтеры тратят немало своего личного времени для встреч с детьми, поэтому для поддержания их мотивации и установления хороших отношений необходимо проявлять уважение и к их графику тоже.

Вероятно, от воспитателей потребуется более полно и детально обсудить с наставниками правила учреждения и никогда не стесняться о них напоминать. Если в правилах указано, что все дети должны вернуться в детский дом к ужину, необходимо сразу сказать об этом волонтеру еще в тот момент, когда он только забирает ребенка на прогулку. В самом начале своей деятельности, вовремя первых встреч с подопечными наставники чувствуют себя крайне неуверенно, многого не знают и во всем сомневаются. И это в том числе задача воспитателей– сделать обстановку для них более понятной и комфортной. Когда есть информация про отдельного ребенка или все учреждение, которую обязательно должен знать наставник, его нужно ввести в курс дела.

Вторая важная функция воспитателя по сопровождению процесса наставничества касается обратной связи его участникам. Воспитатели – это значимые люди в жизни их воспитанников, очень сильно влияющие на нее. Более того, только у воспитателей есть наиболее полное представление о каждом из детей и о тех изменениях, которые происходят с ними благодаря появлению волонтеров-наставников. Обратная связь наставнику может помочь ему понять последствия его действий и скорректировать их в случае необходимости. К примеру, если воспитатель замечает, что наставник достаточно часто дарит ребенку подарки (или водит только на развлекательные мероприятия) и это отрицательно сказывается на поведении последнего в учреждении и с другими детьми, он должен сообщить об этом волонтеру и вместе выработать новую стратегию.

Наставник обычно бывает с ребенком только один или пару раз в неделю. И, конечно, в это время пытается организовать для своего подопечного максимум впечатлений, иногда даже чрезмерно усердствуя. Такие встречи сильно контрастируют с повседневной жизнью детей и, весьма вероятно, могут привести к феномену «воскресного папы». Все самое яркое и замечательное будет ассоциироваться у ребенка исключительно с наставником, а воспитателю в силу должностных обязанностей придется отвечать за обратную сторону – следить за выполнением домашних заданий, заставлять убираться и дежурить в группе, делать замечания за плохое поведение и т.д. Постепенно ситуация перерастет в достаточно глубокий конфликт. Чтобы не допустить этого, опять же нужна обратная связь наставнику, а также, как вариант, делегирование ему части работы: посидеть вместе с ребенком за домашним заданием перед прогулкой или совместно сделать уборку. Но самое главное – ввести наставников в курс дела относительно их подопечных. Объяснить, какие ценности воспитываются в этом детском учреждении, что приветствуется, а что нет, что хорошо для этого конкретного ребенка, а что ему вредит и мешает. Только так наставник сможет разделить эти ценности и правила и со своей стороны транслировать их подопечному. Воспитатель и наставник станут не просто двумя людьми, каждый из которых сам за себя, а их воспитанника мотает где-то между, но людьми, делающими общее дело и поддерживающими друг друга в нем.

Однако бывают ситуации, когда высказать свое мнение наставнику напрямую не получается. Во-первых, не все воспитатели чувствуют себя комфортно, обсуждая проблемы открыто, а во-вторых, иногда некоторые их опасения лучше проговорить с кем-то заранее, прежде чем озвучивать добровольцу. Для таких случаев существуют контактное лицо из организации наставничества или куратор волонтеров. Как правило, это специалист с психолого-педагогическим образованием, который отвечает за подготовку волонтеров-наставников, а также постоянно находится с ними в контакте, сопровождая наставническую деятельность. В должностные обязанности кураторов входят регулярные поездки в подшефные им учреждения и сбор обратной связи от детей и сотрудников. Плюс они регулярно доступны по телефону, номер которого точно должен быть у администрации или даже у самих воспитателей. Если у последних есть что-то, что беспокоит их в наставниках или в их влиянии на детей, это возможно обсудить вместе с куратором волонтеров и разработать определенную стратегию изменений. К кураторам же надо обращаться в случае, когда наставник по неизвестным причинамперестал приходить к ребенку.

В любой непонятной ситуации с наставником есть возможность обсудить ее с куратором!

Но, помимо всего вышесказанного, обратная связь необходима еще и для того, чтобы сообщать наставникам о позитивных изменениях, происходящих с их подопечными. Воспитателям не надо забывать хвалить волонтеров, если они заметили, что от общения с ними в представлениях или поведении ребенка что-то меняетсяв лучшую сторону. Доброволец осуществляет свою деятельность без материального вознаграждения, поэтому его мотивация очень сильно зависит от результатов наставничества и поддержки со стороны окружающих. При этом далеко не все результаты наставник может отследить сам, поскольку проводит с ребенком относительно немного времени. И на некоторые положительные сдвиги ему как раз может указать воспитатель. Важно помнить, что мотивация волонтеров напрямую связана с возможной длительностью их общения с детьми и в конечном итоге с тем, насколько существенным будет их вклад в жизнь и раскрытие потенциала каждого воспитанника.

«Одна голова хорошо, а две –лучше» – гласит известная пословица. Это справедливо и для наставничества с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Ни воспитатель в учреждении, ни наставник вне его по отдельности не смогут добиться таких эффективных результатов, как если они будут согласовывать свои действия и объединять усилия. Хорошо, если в жизни воспитанника детского учреждения будет больше значимых для него людей, тех, к кому можно обратиться за поддержкой и помощью. Но если они будут транслировать ему противоположные мнения и ценности, то такой внешний конфликт ориентиров рискует стать и его внутренним конфликтом и только усложнить ситуацию.

Важно этого не допустить и стараться конструктивно преодолевать возникающие разногласия. Ведь, в конце концов, у воспитателя и волонтера-наставника общая цель – благополучие подопечного и его реализованность в будущем, ради которой определенно стоит работать сообща и в контакте друг с другом.

  1. 4.                Возможные проблемные ситуации и пути их решения
  2. 1.                Если вам не нравится, чем наставник занимается с ребенком

В первую очередь стоит задать себе вопрос, что именно вам не нравится. Это ваши личные предубеждения или в их совместной деятельности действительно есть что-то, вызывающее опасения? Одна ситуация, когда наставник, к примеру, часто ходит со своим подопечным на занятия спортом, а вам кажется, что этому конкретному ребенку больше нужна математика. В таком случае важно узнать у наставника, почему они выбрали спортивную секцию: это был его выбор или желание ребенка? Далее можно проговорить, почему вам кажется, что математика сейчас нужнее, обсудить варианты совмещения занятий и тем и другим во время их встреч.

Совсем иная ситуация, если наставник озвучивает такие варианты времяпрепровождения, которые носят только увеселительный или даже экстремальный характер. Например, вы заметили, что уже несколько раз подряд волонтер с ребенком ходили в кино или торговый центр, что, по вашему мнению, не приносит особой пользы. Здесь ваша задача– опять же выяснить причину, по которой они это делают. Возможно, наставник просто пока не понял, как более полезно проводить время с подопечным, или считает, что в кино тоже есть чему поучиться. А возможно, что в этой паре процессом управляет ребенок. Тогда может потребоваться дополнительная беседа с ребенком. Только не спешите проводить ее самостоятельно! Дайте вначале шанс наставнику самому расставить границы и усилить свой авторитет, подскажите, как это лучше сделать, и порекомендуйте несколько вариантов занятий для их последующих встреч.

В случае же, если волонтер предлагает сомнительные или экстремальные виды деятельности (например, походы в ночные клубы, прыжки с парашютом, картинг, скалолазание и т.д.), вы, конечно, вправе запретить такой выход. Хотя занятия экстремальным спортом скорее зависят от индивидуальных особенностей детей и остаются на ваше усмотрение. Самое важное здесь – сформулировать наставнику одно правило: вначале он обсуждает любое придуманное им мероприятие с вами и только потом, уже получив разрешение, –с ребенком. Иначе вы рискуете взять на себя роль «плохого родителя», вечно запрещающего все то веселье, которое предлагает «хороший».

Просите наставников заранее согласовывать с вами все идеи для встреч, прежде чем рассказывать о них ребенку.

 

 

  1. 2.                Что делать, если после встречи с наставником ребенок ведет себя хуже, чем обычно?

Такое, к сожалению, вполне может произойти, причем по совершенно разным причинам.

  • Наставник, выходя с подопечным за пределы детского учреждения, показывает ему во многом новый мир и другую обстановку. Ребенок начинает сравнивать жизнь вне детского дома со своей и часто находит много минусов в последней. Вернее, они становятся для него более очевидными, что нередко негативно отражается на его поведении. В каком-то смысле так ребенок активно бунтует против несправедливости той ситуации, в которой он оказался.
  • Повлиять на это вы можете, только объединив усилия с наставником. Наставнику важно будет снизить градус впечатлений для ребенка, выбирать более повседневные, простые места для их выходов. А также делать акцент не на различиях между жизнью в квартире и в учреждении, а на том общем, что есть при этом у него и у ребенка; подчеркивать ценность того опыта, который ребенок получает в детском доме, и обозначать, как он пригодится ему в будущем.

Вам же нужно показать ребенку, что вы одобряете, что у него появился новый друг вне учреждения, но большая часть его жизни все еще проходит здесь, в чем есть свои плюсы и минусы. Детский дом дает ему много необходимого: еду, место для сна, возможность учиться и т.д. А восполнить то, что в учреждении он получить не может, как раз и призван волонтер.

  • Появление нового человека в жизни ребенка – его наставника – неизбежно приводит к формированию новых отношений и развитию ребенка в этих отношениях. В ходе этого развития и переосмысления себя и происходящего вокруг дети могут проживать различные кризисные моменты, сопровождающиеся сильными эмоциональными всплесками, или иногда через ухудшение поведения дают о себе знать непроработанные травмы их прошлого.

С этим достаточно сложно справляться, не имея специального образования и соответствующего опыта. Поэтому в таком случае вам лучше всего обратиться за помощью к специалистам психологической службы учреждения, подробно описав происходящее и направив к ним ребенка. Вероятно, наставнику тоже будет необходимо пообщаться с психологом. Если да, тогда вам нужно будет передать контакты или непосредственно волонтеру, или координатору программы наставничества.

 

  • Еще одной возможной причиной ухудшения поведения ребенка после встреч с наставником может быть конфликт, который произошел между ними. Так как наставник постепенно становится другом и значимым человеком для своего подопечного, неудивительно, что какие-либо эмоционально непростые ситуации в их общении напрямую сказываются на состоянии ребенка. А дети далеко не всегда умеют конструктивно с ними справляться и нередко вымещают накопленное напряжение альтернативными способами (на других детях или с другими взрослыми).

Ваша задача – найти контакт с ребенком и попытаться выяснить, что именно произошло между ним и его наставником и это ли действительная причина его трудного поведения в данный момент. Помните, первое, что вы должны сделать – это помочь ребенку отреагировать скопившиеся в нем эмоции. Именно они –причина поведенческих срывов. Это можно сделать, спокойно выслушав его истерику (желательно в комнате без других воспитанников) или, к примеру, позволив снять напряжение в комнате двигательной разгрузки, если такая есть в учреждении. И только потом, «расчистив место», уже можно приступать к рациональному разбору ситуации.

Конечно, не все дети впускают в свой мир взрослых и готовы обсуждать с ними собственные проблемы. Особенно нелегко это дается подросткам, которые каждую секунду готовы отстаивать свою самостоятельность. Поэтому в случае с ребенком пубертатного возраста нет смысла привлекать наставника и участвовать в разрешении конфликта, лучше позволить им самим разобраться в ситуации. Однако если речь идет о более младшемвозрасте, может потребоваться ваш непосредственный звонок волонтеру, в котором вы расскажете о том, к чему привела их ссора, и вместе продумаете способы ее преодоления.

2.1           Если ребенок замыкается в себе после встреч с волонтером

Это верный маркер, что у ребенка сейчас происходит какой-то эмоционально тяжелый и ресурсно-затратный процесс. Вероятно, в таком состоянии он подпустит к себе только действительно близкого ему человека. Задумайтесь, кто бы это мог быть. Как правило, у каждого ребенка в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, есть хотя бы один взрослый, с которым у него складываются самые доверительные отношения. Это можете быть вы или социальный педагог, кто-то из преподавателей в школе, психолог или, к примеру, директор детского дома. Если вы знаете такого человека, попросите его поговорить с ребенком и попытаться выяснить, что происходит.

Конечно, ребенку в подобной ситуации необходима работа с психологом. Отправьте вашего воспитанника к специалисту учреждения. Ваша же задача при этом – собрать максимум информации, которая может быть необходима. Свяжитесь с наставником и расспросите его о том, как проходили несколько их последних встреч, было ли что-то необычное. Знает ли волонтер что-либо о причинах состояния ребенка? Скорее всего вам также надо будет поучаствовать в организации встречи наставника с психологом детского дома.

                   Воспитателю важно быть в контакте с наставником и своевременно давать ему обратную связь о происходящем с ребенком в его отсутствие. Иногда случается и такое, что волонтеры совершенно неосознанно транслируют детям свое негативное отношение к детскому учреждению, и последние как бы заражаются им. Сколько бы наставников ни готовили специалисты, для большинства детские дома и интернаты – это совершенно другой мир, который при первой встрече может произвести довольно тяжелое впечатление. Поэтому воспитателям необходимо по мере сил и возможностей помогать волонтерам адаптироваться к среде учреждений, делать ее более открытой и дружелюбной. Тогда и для наставников постепенно станут очевидными ее плюсы, на которые они впоследствии будут обращать внимание своих подопечных.

  1. 3.                Что делать, если волонтер настаивает на своей точке зрения и не прислушивается к вам?

Действительно, встречаются среди наставников такие люди, которые считают, что они все знают лучше всех, призваны решить все проблемы человечества и сейчас уж точно наведут полный порядок в жизни своих подопечных и учреждения в целом. В случае с человеком, который не обладает гибкостью в установках или поведении, максимальная гибкость потребуется от вас. И речь не идет о том, чтобы подстраиваться. Нет, главное – избегать затяжных конфликтов, ведь, как уже описывалось выше, любое противоречие между значимыми для ребенка взрослыми становится его внутренним противоречием.

Вам придется сесть за стол переговоров с наставником. Попытаться понять, почему он так жестко отстаивает свое мнение и не готов прислушаться к чужому. Возможно, в его точке зрения тоже есть рациональное зерно, и следует попробовать, оттолкнувшись от этого, найти компромисс или почву для взаимных уступок. Конечно, если переговоры зайдут в тупик, у вас, как у лица, в большей мере отвечающего за жизнь и здоровье ребенка, есть право запретить наставнику, к примеру, выходить с ребенком за территорию детского дома или даже вообще видеться с ним. Однако это крайний вариант, которого лучше избегать, так как от подобных ограничений страдает не только волонтер, но и ребенок.

С наставниками важно уметь договариваться. В ситуации конфликта проигрывают все стороны: и вы, и наставник, и – главное – дети.

Еще один вариант для преодоления данной ситуации – связаться с контактным лицом организации наставничества и объяснить ему, что происходит между вами и волонтером. Обычно кураторы наставников находятся с ними в более близком контакте и чаще всего могут повлиять на них в куда большей степени. Они обучали наставников, а к своим учителям есть смысл прислушиваться. Также куратор работает одновременно и с волонтером, и с сотрудниками учреждения. Поэтому он видит картину с разных позиций и точек зрения и может делать более объективные выводы о происходящем.

  1. 4.                Как поступить, если наставник не соблюдает правила учреждения?

Когда речь заходит о соблюдении правил и границ, важно помнить о двух вещах:

– правил не должно быть много, но заявленные должны четко соблюдаться;

– вводить правила и расставлять границы нужно сразу.

Одна из главных ваших задач, когда вы видите наставника впервые, – сесть с ним в стороне от детей и подробно обсудить нормы и порядки вашего учреждения. Естественно, не все, но самые основные и важные для его будущего общения с ребенком. Это уже поможет избежать ряда неловких ситуаций, а также делегирует часть ответственности волонтеру. Помимо наложения ограничений правила также структурируют нашу жизнь. Поэтому и наставнику знание правил будет полезно: для него появится больше определенности в ситуации, и он почувствует себя более комфортно. Не бойтесь иногда напоминать наставникам о правилах или добавлять ранее неозвученные, которые применяются только к конкретным случаям, к примеру, перед первым выходом волонтеров с детьми за территорию учреждения.

Но если происходит так, что наставник, будучи прекрасно осведомленным о нормах детского дома, систематически их не соблюдает, то ситуация явно нуждается в дополнительном контроле, и не только вашем. Опять же стоит проговорить с волонтером происходящее, выяснить его точку зрения (вдруг у нарушения правил есть серьезные причины?) и далее уже, если обсуждение не приводит к результатам, обратиться к санкциям.

В случае систематического и необоснованного нарушения наставниками правил учреждения возможно временно ограничить их встречи с подопечными до прояснения ситуации.

Возможно, как вариант, если наставник не прислушивается к вам, направить его к кому-либо из вышестоящих сотрудников детского дома. К сожалению, их мнение, иногда только в силу более высокого статуса, может оказаться весомее. Не забудьте также поставить в известность куратора данного волонтера. Как уже указывалось раньше, он имеет достаточно сильное влияние на людей, которых сопровождает в процессе наставнической деятельности.

Если все же дело дошло до введения санкций и ограничения встреч наставника с его подопечным, то остро встает вопрос, как объяснить ребенку, почему волонтер временно не видится с ним. Нет смысла скрывать правду и тем более врать, придумывая что-то вроде: «Знаешь, твоя Катя сейчас так занята на работе, поэтому она не ходит». Ребенок вполне может прийти к выводу, что время с ним поменяли на работу или другие интересные дела, и очень разочароваться в своем наставнике. Их контакт ослабнет, а может быть и вовсе станет потерян.

Обычно дети в